Винные традиции  
  Мир вина      Планета вин      Винная тема      Винное застолье        Винная песня      Винотека  
 

Мир вина Из истории винаВино в России - история и традицииСостав винОценка винАромат винаЦвет винаПрозрачность винаВкус винаУпотребление винО пользе винаКлассификация винО вине и алкоголе с юморомПланета вин Вина французской провинции БордоВино в Италии – священный напитокТосканское вино Tenuta BelguardoГоряча Испания и винами полнаИспанский кагор «Альтра Терра»Греческая нама: «Нама Византино»Знаменитая кипрская «Коммандария»Чили: традиции изготовления и употребления винаВинная тема Кагор - вино для богослуженийДомашняя винотекаФарфоровые бутылки для вина и алкоголяВинный круизВинные картины Ксении ЧерноморВиноград в средней полосе РоссииСочиняем истории о винеКак понять, в хороший ли ресторан вы попали?Алкоголь: тонкая грань разумного употребленияТорговая точка по продаже вина в розливВинное застолье Портвейн на столе и без столаСервировка – красивый вид праздничного стола

ВИНА ТОСКАНЫ
отличный вкус
приятный аромат
цены производителя
магазин в столице

Фарфоровые бутылки для алкогольных напитков

Старшая сестричка из стекла

С незапамятных времён вино и алкоголь хранили в деревянных бочках, преимущественно дубовых. Дуб давал напитку терпкость и своеобразный вкус, в целом улучшая качество напитков, да и альтернативы материала для ёмкостей большого размера на несколько сотен литров попросту не было. Небольшие порции вина разливали в глиняных сосуды и кувшины. Мастера античности создали невероятное количество керамических вариаций посуды, в том числе и для вина, поэтому представляя себе Диониса или Бахуса, мы, конечно же, дадим ему в руки глиняную чашу с характерной росписью.

Хотя стекло и было изобретено ещё в Древнем Египте, более-менее регулярное и типовое производство стеклянных изделий было налажено лишь в Византийской империи. Различные направления экспериментальное изучения свойств различных стёкол привело к развитию производства цветного стекла, получившего название "смальта", прозрачного стекла, которое мы привыкли называть оконным, различных цветных посудных стёкол, технологии которых впоследствии были перенесены в Италию, дав начало муранскому стеклу.

Вплоть до начала XVII века стеклянные бутылки использовались преимущественно в аптекарском деле и приготовлении косметики. Винные бутылки получили своё распространение лишь после изобретения технологии обжига с использованием каменного угля, которая позволяла массово изготавливать прочные бутылки. Виноделы начали активно использовать стеклянные бутылки с середины XVII века. Эпоха активных путешествий и бурного развития торговых связей способствовала распространению и собственно винодельческих технологий, и моды на стеклянные бутылки.

Старинная винная бутылка из тёмного зелёного стекла
Старинная винная бутылка из тёмного зелёного стекла.
Российская империя. Начало XX века.


Говоря о бутылке сегодня, мы обычно представляем себе вытянутую вверх бутылку из зелёного стекла с толстым основанием и узким горлышком. Любители крепких напитков мысленно нарисуют иной силуэт, возможно из прозрачного стекла. Наконец, появившиеся в последние пару десятилетий ценители тех или иных брендовых напитков уверенно нафантазируют знакомые очертания своеобразных форм тех бутылок, которые этот бренд выбрал в качестве своего опознавательного знака. Скажем, характерную форму коньячных бутылок Хеннеси XO или квадратные штофы текилы Сауза сложно спутать с какими-либо другими изделиями стекольной промышленности. Однако, какую бы бутылку мы не придумывали, она наверняка окажется стеклянной.

Алкоголь в фарфоре

Эпоха европейского фарфора началась в начале XVIII века, первые опыты касались преимущественно столовой посуды, однако развитие технологий несомненно подкинуло кому-то из мастеров мысль сделать и фарфоровую бутылку. Фарфор в виноделии повторил путь стекла - от посуды и ароматических флакончиков технологии пришли к ёмкостям для алкогольных напитков. Широкого распространения практика розлива вина в фарфоровые бутылки не получила - это было связано, прежде всего, с дороговизной фарфора в сравнении со стеклом, которое хотя и вручную, но уже массово изготавливали европейские ремесленники - и буквально в каждом предместье.

У фарфоровой бутылки есть одно преимущество перед стеклянной - она обычно непрозрачна. Существуют и тонкостенные сорта фарфора, которые пропускают свет, однако бутылки всё же чаще делают из твёрдых фарфоров, которые дают плотную массу, защищающую напитки от воздействия солнца и света. Для некоторых вин и алкогольных напитков это значимый фактор сохранности напитка.
Фарфор менее теплопроводен, чем стекло, поэтому при незначительных колебаниях внешней температуры напиток внутри будет сохранять стабильную температуру, что опять же важно для качества и вкусовых характеристик вина. Однако в массовом виноделии оказалось проще построить обширные винные подвалы, защищённые от света и тепла, чем возиться с непростыми фарфоровыми технологиями.

Бутылка для коньяка. Ленинградский фарфоровый завод
Фарфоровая бутылка для коньяка.
Ленинградский фарфоровый завод.
СССР, 1960-е годы


Фарфор стал удобным и популярным материалом для создания декоративных и подарочных бутылок. Эффектное сочетание хорошего напитка и красивой дорогой вещицы быстро полюбилось аристократам и богатым купцам как отличный вариант подарка на все случаи жизни. Собственно, эта мода, однажды возникнув, так и остаётся актуальной по сию пору. В рейтинге официальных и корпоративных подарков алкоголь в фарфоре по-прежнему занимает топовые места.

Фарфоровая бутылка для виски
Фарфоровая бутылка для виски Fields Birds (Полевые птицы)
США, 1960-е годы
(Таких бутылок была выпущена целая серия, которая теперь стала коллекционной)

Фарфоровые производства по всему миру в первой половине двадцатого века испытывали кризис востребованности эксклюзивной и дорогой продукции. Европа, разорённая первой мировой войной, нуждалась в простой и недорогой посуде. Потрясения в России поставили вопрос о массовом производстве посуды как таковой. В Китае, пережившем свою революцию и увязнувшем в гражданских войнах, приостановили работу многие старинных производства, в том числе фарфоровые. Какие уж тут декоративные бутылки. А затем и вторая мировая война на два десятилетия закрыла вопрос развития культурно-исторических наследий и промышленных технологий производства роскошных и дорогих фарфоровых изделий.

Новая эпоха моды на фарфор началась в 1950-е годы. Восстановленные хозяйства, относительная стабильность геополитики, возвращение людей к семейным ценностям и домашним очагам вернуло спрос на фарфор, как и на хорошие вина, качественные алкогольные напитки. В 1960-е практически повсеместно выпускались различные варианты подарочных фарфоровых бутылок для водки, коньяка, виски, настоек, креплёных вин.

В Советском Союзе предпочтение отдавалось всё же крепким напиткам - вероятно, по чисто психологическим причинам. В массовом сознании дорогой бутылке должно было соответствовать и солидное содержание, каковым являлись водки и коньяки. Об элитарных винах советские люди если и знали, то понаслышке, а отсутствие собственного виноделия в том качестве, как это веками культивировалось в Италии и Франции, в расхожем понимании превратило вино в напиток второго сорта. Если уж дарить - то водку или коньяк, это представление живо и сегодня.

Фарфоровая бутылка для шерри в виде фигурки Зорро
Фарфоровая бутылка для шерри Сандеман.
Фарфоровое предприятие Веджвуд.
Англия, 1969 год
(Если кто не знает, Веджвуд (Wedgwood) - одна из старинных и дорогих марок фарфора в мире.
Фигурка Зорро - явное следование моде на образ Зорро из нашумевшего фильма. )

В производстве фарфоровых бутылок для алкоголя "отметилось" большинство крупных европейских фабрик фарфора, и почти все знаменитые российские фарфоровые бренды. В бутылках по-своему выражался стиль, присущий тем или иным производителям фарфора, и если для Гжели вполне очевиден выбор традиционной стилистики и дизайна, то в скульптурных композициях Веджвуда прослеживается следование общим направлениям моды, и не только в декоративном искусстве.
В начале двадцать первого века для российских производителей фарфора наступили неблагоприятные времена, многие бренды прекратили своё существование или вернулись к кустарно-ремесленнической форме работы. Изготовление фарфоровых бутылок для виноделов стало тем направлением работы, которое позволило фабрикам сохранить производственный потенциал и профессиональное мастерство.

Фарфоровый штоф Солдат. Гжель
Фарфоровый штоф Солдат для водки Очаковская
Гжельский фарфоровый завод, ручная роспись.
Российская Федерация, 1990-е годы
(Для русской водки - разумеется, штоф, что от немецкого слова "чаша",
а где русский штоф там и литературно-романтизированный образ солдата петровской эпохи.
Есть, правда, сомнения, что в этот фарфоровый штоф войдёт десять чарок, как должно.)


Фарфоровая бутылка для коньяка Багратион
Фарфоровая бутылка для коньяка Багратион
Кисловодский фарфоровый завод (Феникс), ручная работа.
Российская Федерация, 2000-е годы


Фарфоровые бутылки с алкоголем сегодня можно найти в любом более-менее крупном винном магазине. Выбор напитка и бутылки того или иного дизайна - за покупателем. Алкоголь выпьется, а бутылка останется. Многие хозяйки-эстетки не прочь украсить свою кухню милой вещицей, напоминающей о хорошей компании и душевном разговоре. А со временем, возможно, фарфоровая вещица станет предметом гордости какого-нибудь коллекционера будущего. Относительная малочисленность и уникальность ряда бутылок давно превратили их в предмет коллекционирования и своеобразного почитания.

Надежда Самсонова, 2015, специально для wt7.ru

Читайте далее: Винный круиз



  • Главная   • Винная тема   • Фарфоровые бутылки для вина и алкоголя  

 
  © «Винные Традиции», 2003-2024.
Сайт о вине, технологиях изготовления вина, культуре употребления вина.
Вино в истории, искусстве, географии, торговле и кулинарии.
о проекте
контакты
карта сайта
18+